— Наталия, как Вы считаете, в чем особенность подхода Сахалина к промышленному туризму?
— Сахалинская область — это единственный островной регион в РФ. Мы привыкли надеяться на себя, поэтому суперсила региона — команда из предприятий, которые обеспечивают его самостоятельность. Также получилось с акселератором: мы включили в него абсолютно разные производства, которые и здесь вошли в синергию и продолжают работать как единый организм — больше, чем команда!
— Как и почему вы пришли к участию в акселераторе, что наиболее ценно для вас, что ожидаете от участия?
— В нашем регионе развивается экологический и приключенческий туризм. В плане промышленного туризма были популярны только отдельные экскурсии: например, на хлебозавод, или рыбоперерабатывающие предприятия.
Но у нас есть и другие «визитные карточки» региона, которые нам хотелось бы подсветить. Например, Дальневосточная авиакомпания «Аврора» и "Пассажирская компания Сахалин". Мы хотим, чтобы о них больше узнали.
В этом году мы запустили направление детских экскурсий в рамках региональной программы детского социального туризма. Мы уверены, что ранняя профориентация с помощью экскурсий позволит закрепить молодежь в нашем регионе.
— Зачем региону развивать промышленный туризм?
— Сахалинская область развивается, и в ближайшие годы будет создано много новых рабочих мест в разных отраслях экономики. Как регион мы хотим добиться от промышленного туризма, чтобы молодежь оставалась у нас, для этого мы делаем экскурсии для студентов и раннюю профориентацию для школьников. В то же время, мы хотим показывать и популяризировать Сахалинскую область, чтобы удаленный регион звучал на всю Россию. Надеемся, что реализация программы промышленного туризма поможет нам привлекать специалистов из других регионов в силу нашей необычности и передового характера многих предприятий.
— Какие предприятия вы включили в команду?
— Мы поделили их на 4 группы. Первая — это те предприятия, которые отвечают за экономику региона: нефтегазовая, угольная и рыбная отрасли. В эти сферы мы хотим привлекать новых людей.
— Второй блок предприятий — это предприятия, которые обеспечивают продуктовую безопасность островов. Туда входят «Золотой теленок», который производит самую популярную колбасу в регионе, Невельский АгроСнаб — это томаты, которые любят наши жители, и компания ГринАгро — полный цикл производства молочной продукции.
— Затем транспортный блок. Это дальневосточная авиакомпания «Аврора» и пассажирская компания «Сахалин» (РЖД). Развития транспортного сообщения дает толчок для развития и других сфер жизни в регионе. Этим предприятиям также нужны кадры. В промтуризме они еще и видят возможность больше о себе рассказать.
— И четвертая группа — это лучший в России центр 112 и пожарная часть. Центр 112 охотно посещают школьники. Во-первых, это профориентация, во-вторых, дети становятся более осознанными в плане безопасности.
А вот как говорят о своей мотивации к участию в акселераторе сами предприятия:
Первый заместитель генерального директора АО ПКС Артем Николаевич Барков:
«Участвуем, потому что хотим воспитать „Профессионального пассажира“. Профессиональный пассажир — человек, знающий и понимающий работу железнодорожного транспорта, правила безопасности пользования железнодорожными услугами. Профессиональный пассажир легко ориентируется на маршруте, знает, где посмотреть расписание, приобрести билет, в том числе и электронный».
Анна Михеева — руководитель агентства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области:
«Участие в акселераторе позволит нам рассказать всем о едином номере вызова экстренных служб — 112 — на территории нашего региона, особенно среди подрастающего поколения, а также повысит эффективность реагирования экстренных оперативных служб на обращения заявителей»
Наталья Гончар, начальник управления корпоративных отношений ООО "Сахалинская энергия":
«Акселератор по промышленному туризму может стать эффективным механизмом привлечения лучших выпускников и молодых специалистов в Сахалинскую область. Не секрет, что определяя место работы современные молодые люди выбирают не только конкретную организацию, но и регион, где придется жить. Социально ответственная компания отличается не только высокой корпоративной культурой, но и готовностью развивать регион, делая его привлекательным для жителей и туристов. АПТ — возможность объединить усилия таких компаний, островного правительства и ведущих федеральных экспертов».
— Наталия, как вы оцениваете реальную вовлеченность предприятий в профориентационную работу?
— Сахалинцы слов на ветер не бросают. Каждое предприятие готово разрабатывать программы обучения, стажировок, кто-то даже готов обеспечить жильем на период учебы или работы, выдавать своим практикантам стипендию.
— Какие результаты хотите получить в ближайшие 2−5 лет?
— В рамках ранней профориентации мы хотим провести в течение нескольких лет через предприятия около 50−60 тысяч школьников с 4-го по 8-й класс. Мы включили промышленный туризм в план по развитию детского туризма, и планируем сделать это направление якорным на несколько лет.